Автор настоящей статьи занимается ниже описанной  проблемой около 10 лет. Он является автором и производителем теннисного тренажерного комплекса “Junior”, который в 2016 году награжден дипломом международной спортивной выставки в Москве, и других оригинальных средств по уходу  за грунтовыми теннисными кортами, на которые имеет патенты в РФ и РБ.

Им опубликовано ряд статей в Российском профессиональном теннисном журнале “Junior Tennis”.  По приглашению ФТР выступал перед специалистами по теннису России в ходе ежегодной научно-методической конференции на Кубке Кремля в 2014 году и на международном теннисном семинаре в Киеве в 2016 году.
Перед нашей аудиторией выступает впервые.

Введение.

В процессе обучении детей любому виду спорта, которые поставлены в одинаковые условия, всегда происходит естественный отбор. Причин очень много.

В теннисных академиях и больших клубах, где ежегодно набирают до 100 новичков, остается в среднем человек 10. Через пару лет их количество доходит до 2-3. Тренера, как правило, при отсеве говорят о природных способностях, а родители жалуются на тренеров. В жизни бывает и то и другое.

Через наш клуб (Борисовский теннисный клуб существует с 1998 года), в разные года проходило до 100 новичков в один год.   Ввиду того, что мы не делали и не делаем отсев плохо успевающих учеников, проблема отстающих лежала на поверхности и ждала своего решения.  Один знакомый врач, глядя на мои мытарства, оперируя непонятными мне медицинскими терминами, сказал, что я их не тренирую, а провожу реабилитацию.

С тех пор я стал беседовать с родителями каждого ученика, изучал их историю болезней,  проблемы, которые они испытывали в процессе обучения в школе. И постепенно из многообразного хаоса стала складываться какая-то закономерность. Оказалось, что все офтальмологи города направляли,  и до сих пор направляют к нам  детей с проблемами астигматизма зрения. Но зато теперь я знаю, через год у них зрение стабильно улучшается на 0.1 - 0.2 единицы.

Мы не будем говорить о врожденных задатках и  способностях, которые толкуются разными учеными неоднозначно, не говоря уже о тренерах. Мы коснемся одной темы, которая называется «Доминирующий фактор».

При написании статьи я постарался избегать научных терминов и своего личного мнения по обсуждаемым вопросам, а на наиболее важные из них сделал ссылки на авторов или источники информации. Хочу обратить внимание, что при указании числовых данных Вы можете встретить в интернете другие  значения, которые не влияют на суть проблем, а говорят о неоднозначности различных подходов к ним.

 

Возникновение теории доминантного полушария.

На бытовом уровне считалось, что природа создала человека правшой,  который прицеливается при стрельбе правым глазом, бьет по мячу правой ногой, слышит обоими ушами.  А какие там внутри мозги, никого не интересовало. Небольшое количество левшей  воспринималось, как  то же самое, только наоборот. Об амбидекстрах, если и слышали, то как об экзотике, и в связи с упоминанием Леонардо да Винчи или Альберта Эйнштейна.

Учеными же, с давних пор явление право  и леворукости рассматривалось как частное проявление право или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. То есть, у правши все парные органы (руки, ноги,  глаза, уши), находящиеся на правой стороне тела, являются ведущими или наиболее часто используемыми. Позже,  теорию происхождения праворукости связали с функцией больших полушарий и начали говорить о доминантном полушарии или о «право - или левомозговости».

Все научные работы и открытия делались при лечении заболеваний мозга. Американец Роджер Сперри при рассечении полушарий мозга больному, удостоенный в 1980 году за это Нобелевской премии, установил, что каждое из них является ведущим в реализации определенных психических функций и что левая сторона тела управляется правым полушарием, а правая - левым. Правда, об этом знали еще в древности.

 Для справки отметим, что термин левое и правое полушарие некорректен. Правильно говорить логическое и гешафт (обрабатываю в целом) соответственно. Было установлено, что логическое полушарие (обычно расположено слева) может находиться и с правой стороны, а гешафт, соответственно - с левой, то есть полушария могут быть инвертированы. Это говорит о том, что левша может быть по всем психическим функциям, как правша, а правша – как левша (подобный случай я наблюдал). 

Если брать одних правшей, которых по разным оценкам в мире 75-90 процентов, то оказывается, что только небольшая часть из них имеет ведущий правый глаз, правое ухо и правую ногу.

Аналогично происходит и с левшами, которых в мире около 10 процентов. В последующем психологи и педагоги разработали цельную систему для выявления и обобщения этих разнообразий.

Каждое полушарие имеет нейронную связь со всеми парными органами, в том числе руками. Величина этой связи имеет широкий диапазон различий. Поэтому, по степени этих связей отмечают сильно выраженных правшей, слабо выраженных правшей, амбидекстров, слабо выраженных и сильно выраженных левшей. Все это, конечно, условно для лучшего понимания проблемы.

Доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (в последствии - Деннисон) впервые был разработан метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения, который лег в основу работы Карлы Ханнофорд  «Доминирующий фактор».

Суть работы следующая. В зависимости от комбинации ведущего полушария, ведущей руки, ноги, глаза и уха существует 32 типа (варианта) или доминирующих профиля. Их различие зависит от того, какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо).

Основная идея работы заключается в простой истине: « Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия».

Вот об этом феномене, как его определить и какое влияние он оказывает на процесс обучения, мы и будем говорить дальше.

 

Принципы латеральной организации.

Существует четыре основных типа индивидуального латерального профиля -перекрестный, смешанный, односторонний и гармоничный.

Справка: Латерализация функций головного мозга (лат. lateralis — боковой, расположенный в стороне) — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга.


При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля - с ведущим левым или правым полушарием.
Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне (то есть, у вас ведущее левое полушарие), и ваша доминанта глаза (ведущий глаз) – на правой стороне то вы способны принимать визуальную информацию в любое время, даже в стрессовой ситуации и, таким образом, Вы будете рассматриваться как визуальный ученик.

Именно во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие (в описанной ситуации это правое полушарие) стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию (левому полушарию) заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. Более понятней будет выразиться так: во время стресса происходит усиление ассиметрии мозга, то есть ведущего полушария.

А теперь самое главное. Что такое стресс для ребенка, применительно к теннису, и как он влияет на процесс обучения? Это - все сложные и новые движения, которые первоначально вызывают затруднения, даже набивание мяча ракеткой в пол. Если Вы внимательно присмотритесь к новичкам, то некоторая их часть одинаково напряженно сжимает мизинец и безымянный палец левой (не бьющей) руки, растопыривая остальные. Это напоминает о себе правое полушарие, которое, хочет ему помочь, но не должно участвовать в данном процессе.

Главная проблема заключается в том, что во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, они будут ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.

Рассмотрим, как это действует на практике.

 

Перекрестный и смешанный латеральный профиль.

Вариант 1. Ведущее левое полушарие и правые рука, глаз, ухо и нога (перекрестный латеральный профиль). Это самый выигрышный профиль со 100% стрессоустойчивостью.

Статистические исследования показывают, что детей с перекрестным профилем всего – 15-18%.  Именно они покажут отличную успеваемость, лучшие вербальные и академические навыки.  Она зависит от числа ведущих органов (рука - 25%, глаз - 25%, ухо - 25%, нога - 25%), находящихся на противоположной от ведущего полушария стороне тела.

Здесь хочется отметить одна важное наблюдение. При ударах справа дети (точнее их мозг) с правым ведущим глазом выбирают открытую стойку, а при ударах слева – закрытую. Это связано с механизмом аккомодации глаз, когда ведущий глаз первый ловит изображение предмета, а другой подстраивается к нему, тем самым создавая непрерывную фокусировку зрения. Это простой ответ на многолетние исследования профессора Кнудсена, искавшего преимещества одной стойкой перед другой, но не обратившего внимание на причину их выбора. Но это справедливо только в одном случае – если выбор делают сами дети.
 

Вариант 2. Ведущее левое полушарие, ведущая правая рука и комбинация различных сочетаний левого глаза, левого уха и левой ноги (смешанный латеральный профиль).

По статистике детей со смешанным индивидуальным профилем 58-63%, то есть большинство. Они имеют от 25 до 75% стрессоустойчивости.

Самое негативное соотношение для правши – это ведущий левый глаз (соответственно для левши – правый). В этом случае наблюдается нарушение зрительно-моторной координации в стрессовых ситуациях. Дети часто не видят мяч при ударах в движении (для них это стресс), хотя в стационарном положении этой проблемы может не быть.
Определить это просто. Вы смотрите на любой удаленный объект через указательный палец вытянутой руки. Если, закрыв левый глаз, объект остается на месте – ваш ведущий глаз правый, если сдвинулся влево – то левый.

Смысл здесь простой. Ведущий глаз смотрит на объект прямо перпендикулярно к сетчатке глаза, в то время как другой - под углом к нему. Если попросить ребенка подмигнуть, то он сделает это не ведущим глазом.  

Парадокс. Однажды, во время теста один мальчик не смог закрыть один глаз, даже расплакался. Оказалось, при разговоре после тренировки, его мама так же не смогла этого сделать.

На практике встречал  детей, у которых не было ведущего глаза, что было подтверждено клиническими исследованиями.

 

Немного теории для большего закрепления темы.

Современные исследования нейробиологов Университета Пармы и Калифорнийского университета помогли ответить на вопрос, почему какой-нибудь новый навык приобретается быстрее, если вы хоть раз пытались выполнять это ранее. 

Если ученик впервые делает какое-то упражнение, наблюдая за тренером, он повторяет его робко и неуклюже. Наблюдение за действием до того, как он попробовал его выполнить, обычно мало что дает; однако наблюдение за действием после того, как он его выполнил, запускает зеркальную систему, усиливающую ощущение в мозгу, что у него это получится.

 

 Зеркальная нейронная система – именно так называют зоны мозга с синапсами (областями взаимодействия нервных клеток), которые активизируются при любой нашей деятельности при условии, что мы делали это и раньше. Любые действия, которые мы выполняли раньше, отражаются в нейронных связях, активизирующихся вновь, когда мы лишь смотрим на кого-то, кто выполняет это действие.  Athens. Theory of Everything.

Это очень веское научное подтверждение важности визуального обучения.

 

Ведущее ухо в подобной ситуации негативно влияет, когда им приходится выполнять действия по словесным командам, ведь тренеру постоянно приходится корректировать действия учеников.

Например, говоря, возьмите ракетку хваткой для удара слева, они могут переложить ракетку в левую руку. Нужно отметить, аналогично могут поступить и дети с нормальным расположением ведущего уха, если они находятся напротив вас. У них может сработать другой механизм – недоразвитость головного мозга, ведущего к слабой способности перекодировать изображения, расположенные симметрично напротив них. Поэтому при показе движений с ракеткой для лучшего запоминания необходимо становиться спиной к ученикам.

Определить ведущее ухо  не так сложно. Просто ученикам, у которых ведущее ухо находится на противоположной стороне от ведущей руки (то есть, на стороне ведущего полушария), нужно объяснять все не на ходу, а в спокойной обстановке.


Ведущая нога на стороне ведущего полушария ограничивает правильную работу ног. Но это не так критично и нивелируется со временем. Например, наиболее часто при ударах справа и слева дети вперед выставляют одну и ту же свою ведущую ногу, но при постоянном напоминании они начинают приспосабливаться и все делать правильно.

Следует знать, что по размерам, длине, силе, точности и координации движений ноги не равны. Как правило, толчковая нога не является ведущей. Если ребенка попросить написать ногой свое имя на полу, то он это сделает ведущей ногой, так как это движение более высокого уровня.

Не поэтому ли беговые дорожки на всех стадионах мира имеют направление движения против часовой стрелки?

 


Односторонний индивидуальный латеральный профиль. При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый «невыгодный» профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Такие дети не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов. Есть два варианта одностороннего профиля - правосторонний и левосторонний. Дети с односторонним индивидуальным латеральным профилем имеют самую низкую успеваемость и стрессоустойчивость в школе. По статистике таких детей 22-24%.

Обратите внимание, их больше, чем с перекрестным профилем.

 

Гармоничный индивидуальный латеральный профиль. Встречается редко и возможен только при хорошо развитом мозолистом теле, обеспечивающем интеграцию и координацию работы мозга. Ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. В науке это называется  интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества. Теоретически, такие дети, а это настоящие амбидекстры, должны имеют 100% стрессоустойчивость по всем функциям.

 

28 января, в новостях показывали феноменальную молодую девушку, которая на лету любое предложение повторяла в обратной последовательности букв. Это одно из особенности амбидекстров. Одновременно, у нее отметили в моменты перенапряжения высокую степень возбуждения и тревожности. Эта та цена, которую им приходится платить за их умственные способности.

Одна моя бывшая ученица, которая левой рукой управляла компьютерной мышью, а правой одновременно печатала на клавиатуре, возможно, будет великолепной пианисткой, но, играя в теннис правой рукой, не могла сконцентрировать свой взгляд на мяче, постоянно глядя куда-то сквозь него вдаль, а все ее действия были заторможены. О другой, более важной стороне амбидекстров, я упомяну  дальше.

 

Левши, амбидекстры и скрытая леворукость. 

Почему я объединил эти три темы под одним заголовком? Потому, что между ними существует очень тонкая грань.

Левши. Мы не упомянули, примерно, одну десятую часть детей, на долю которых приходится половина из 32 вариантов индивидуального латерального профиля. Это левши. Не будем останавливаться на их особенности восприятия мира, а она кардинально отличается от правшей, так как у них ведущее полушарие – это гешафт.  По мере необходимости, мы можем отдельно рассмотреть их особенности при обучении теннису.

В интернете сведений про левшей больше, чем про правшей. Не буду нагружать сообщество известной информацией. Но если у Вас ребенок левша и Вы хотите получить достоверную полезную информацию, лучше найдите любую курсовую работу студента кафедры педагогики, у которого научный руководитель, как правило, - доцент, как минимум, - кандидат наук.

Здесь хочу отметить одну их разновидность – скрытую леворукость, это когда левши по рождению делают все правой рукой. Как правило, им трудно дается начальное обучение. А почему они это делают, потому, что они свою неосновную руку сделали основной. Позже, с развитием мозга, они левой рукой начнут писарь, рисовать, делать другие сложные работы, в неожиданный момент перехватывать ракетку и тому подобное. Многих из них будут неоправданно считать амбидекстрами.

 

Как их вычислить сразу? Простой вариант - это создать непринужденную обстановку, например эстафету на скорость с хватанием и переносом мячей от задней линии до сетки, где бессознательно их мозг заставит работать ведущую руку. Я это делаю в конце каждых занятий для младшей группы. Многим это нравится больше, чем учиться играть, особенно, если у них это лучше получается. Обычно, беседуя с их родителями, выясняется, что подобные проблемы им достались по наследству.


В нормальных условиях профиль индивидуальной латерализации (процесс окончательного формирования ведущего полушария) должен сформироваться к 6 - 7- годам и не изменяется с возрастом, поэтому довольно часто попытки обучения детей в более раннем возрасте обречены на неудачу.

Еще раз хочу обратить на эту очень сложную проблему. Если оба родителя правши, естественно им не зачем забивать голову «левшеством». Но вероятность того, что их ребенок будет левшой – 17%. Почему это происходит - никто не знает. Но если один из них, или оба левши, эта вероятность возрастает до 20-25%. И это называется наследственность.


Амбидекстры. На одном уровне со скрытыми левшами по их проблемам находятся амбидекстры, у которых слабо выражена, или вообще отсутствует ассиметрия полушарий. Это им в царское время командовали «сено - солома», привязывая к одной ноге сено, а к другой - солому.  

В подобном случае дети (и их родители) часто путают правую и левую сторону. Им бывает трудно выбрать, какой рукой брать ракетку. Они часто, могут  перекладывать ракетку с правой  руки, в левую.

Сейчас научный мир отмечает резкое увеличение количества амбидекстров. Основную их массу составляют не классические амбидекстры, а слабовыраженные левши, которых от настоящих левшей отличает отсутствие у них «декстрастресса» левшей в праворуком мире.  У них полушария работают случайным, образом по очереди, и ожидать от них, что оба полушария будут  работать с такой же мощностью, как одно доминирующее, можно с определенной долей скептицизма. Если бы это было так, то мы бы увидели массу новых Леонардо да Винчей и Альбертов Эйнштейнов. В моей практике, в подавляющем большинстве случаев, объявленные амбидекстры оказывались скрытыми левшами.

 

Как определить ведущее полушарие у ребенка.  

Этот вопрос не простой и возникает, если отсутствует ярко выраженная асимметрия одного полушария. 

  1. По внешним признакам поведения, склонностям, обучению, восприятию окружающей действительности. Это опрос родителей, беседа с ребенком и личные наблюдения. Для этого необходимо хотя бы прочитать работу  К.Ханнофорд «Доминирующий фактор».
  2. На сайте об амбидекстрах  http://www.ynataly.info/interesnye-stati/462-ambideks это можно сделать по вращающемуся силуэту девушки.  Я не буду повторяться, там все подробно описано.

Хочу заметить. Однажды впервые, она (девушка) у меня стала вращаться влево, как у левши. Это произошло вследствие того, что долго работал над темой левшей и амбидекстров. После того, как я несколько минут молча стал про себя повторять, что я правша, она завертелась в моем мозгу, вправо. Это еще одна отдельная и очень глубокая тема саморегуляции организма. Частично я ее коснулся по поводу зеркальных нейронов.

  1. По реакции дельтавидной мышцы руки. Мышечная проверка используется врачами кинезиологами, помогая им понять людей через нейромышечные сигналы тела.

 

Философский вопрос, что делать?

Специалисты, работая с детьми старшего возраста, прошедшими естественный отбор, с крайними случаями могут и не встретиться. Но то, что  вся нижняя и средняя часть любого детского тура полна скрытых левшей, правшей с левым ведущим глазом и еще худшими сочетаниями профиля, я убедился, получая письма и участвуя в семинарах. Последний раз – в апреле в Киеве в Международной теннисной академии.

В любом случае, в процессе обучения для лучшего восприятия и запоминания движений необходимо, как можно больше избегать стрессовых ситуаций, вовлекая в процесс познания все органы чувств, создавая условия для гармоничной работы обеих полушарий мозга.

Эффективно эту проблему решают тренажеры, вовлекая в процесс обучения мышечную и моторную память, усиливая эффект запоминания движений и компенсируя другие проблемы.

 

 

Ждите продолжения.


 

С уважением, Владимир Одинцов,
директор Борисовского теннисного клуба.

Почта borisovtennis@mail.ru